"DEMOSAT" |
Первоначально планировалось,
что первым спутником,
запущенным с "Морского
старта", станет "Galaxy 11",
предназначенный для
телекоммуникационной сети
Панамы. Но в октябре 1998 года было объявлено, что первый запуск состоится в марте 1999 года, и в качестве полезной нагрузки на орбиту будет выведен габаритно-весовой макет спутника связи. *** |
14.10.1998 ПЕРВЫЙ
СТАРТ С МОРСКОГО КОСМОДРОМА Представители дирекции международного проекта "Sea Launch" официально сообщили 12 октября, что первый пуск с морского космодрома состоится в марте 1999 года. С помощью ракеты-носителя "Зенит-3SL" на околоземную орбиту должен быть выведен габаритно- весовой макет спутника связи типа HS-702. Первоначально планировалось, что во время пуска на орбиту будет выведен рабочий экземпляр спутника связи, но происшедшая 9 сентября с.г. авария РН "Зенит-2" напугала заказчиков, и они потребовали, чтобы сначала ракета доказала свою надежность при выводе на орбиту макета спутника. "Sea Launch" - совместный проект компаний России, Украины, США и Норвегии. К настоящему моменту имеются заказы на производство 18 запусков с морской плавучей платформы в период до 2004 года. Источник: |
Фантастика стала реальностью! |
За последующие месяцы
участниками проекта был
выполнен громадный объем работ,
который завершился удачным
запуском 27 марта 1999 г. в 17 ч 30
мин (по местному времени). В 21 ч
45 мин было объявлено, что
программа первого
демонстрационного запуска
выполнена полностью! "Фантастика стала реальностью!" - так написал об этом в поздравительном факсе Президент РКК "Энергия" Ю.П.Семенов. |
Статьи по теме |
Завершен очередной этап реализации программы "Морской старт" В рамках этого этапа, целью которого является комплексная отработка технологии подготовки и запуска РН и технологии взаимодействия средств морского и ракетного сегментов в реальных эксплуатационных условиях, 28 марта текущего года успешно произведен экспериментальный запуск РН "Зенит-3SL". В качестве полезного груза использован макет связного спутника массой 4500 кг. Дальнейшая судьба проекта неизвестна. Вероятно, после анализа работы систем Стартовой платформы и Сборочно-командного судна и устранения (естественных для столь сложного комплекса) замечаний Морской космодром будет введен в строй "действующих гигантов" и начнет коммерческую деятельность предположительно во второй половине 1999 г. Проблема программы - как окупить затраты при частоте пусков до восьми в год (стоимость РН и запуска 70-90 млн. дол., а стоимость проекта - от 1,5 до 2 млрд дол.). Журнал "Технологии и средства связи", N 2, март-апрель 1999 г. *** |
***
КОСМОДРОМ ПЛЫВЕТ К ЭКВАТОРУ |
[05.1999] Станислав НИКОЛАЕВ, инженер 27 марта 1999 г. в 4 ч 49 мин московского времени состоялся первый испытательный пуск ракетно-космической системы "Sea Launch" ("Морской старт"). Космодромом стала громадная самоходная плавучая платформа: длина ее - 137 м, а ширина - 80 м (подробнее см. мою статью "Космодром в океане" в "ТМ", N 2 за 1997 г). Водоизмещение этой платформы на ходу - 27,5 тыс. т, а в полузатопленном состоянии (перед стартом) - 46 тыс.т. Центр управления запуском разместился на специально изготовленном сборочно-командном судне (СКС) "Си Лонч Коммандер" длиной 203 м, шириной 33 м и водоизмещением около 30 тыс. т Запуском демонстрационного макета была доказана практическая возможность вывода коммерческих спутников с экватора, где само вращение Земли помогает ракете поднимать больший груз. Однако путь к осуществлению поставленной цели - созданию плавучего передвижного космодрома - оказался не таким уж легким... ВСЕМ МИРОМ. Теория гласит: создание плавучего плацдарма прежде всего выгодно при выводе космических объектов на так называемую геостационарную орбиту. На ней, расположенной в плоскости экватора на расстоянии около 36000 км от поверхности Земли, размещают обычно спутники связи, поскольку здесь они движутся с той же угловой скоростью, что и планета, а значит, по сути дела, висят над какой-то точкой неподвижно. Запуск туда с экватора позволяет не только обойтись без сверхэнергоемких маневров для поворота плоскости орбиты спутника, но и использовать при пуске ракеты-носителя дополнительный прирост скорости за счет вращения Земли. Значит, с экватора ракета - при той же мощности - сможет вывести гораздо больший полезный груз. Но поскольку из всех расположенных на экваторе стран нет, к сожалению, ни одной, где можно было бы обеспечить столь необходимую для космических запусков стабильность - сейсмическую, климатическую и политическую - возникла идея создания плавающего, то есть передвижного, космодрома. Международный проект "Sea Launch" был осуществлен совместными усилиями специалистов США, России, Норвегии и Украины. Координировала работы американская аэрокосмическая компания "Боинг", она же оборудовала всем необходимым порт основного базирования плавучего космодрома в Лонг-Биче, а также производит обтекатели для запускаемых аппаратов и обеспечивает их сопряжение в единую космическую головную часть, которая, в свою очередь, затем стыкуется с ракетой-носителем. Россия представлена в проекте "Морской старт" ракетно-космической корпорацией "Энергия" им.С.П.Королева. Она производит верхнюю (в данном случае - 3-ю) ступень носителя, непосредственно выводящую спутник на требуемую орбиту. Этот разгонный блок давно и успешно используется в качестве 4-й ступени ракеты "Протон" для запуска межпланетных станций и тех же спутников связи. Конечно, модификация, предназначенная для "Морского старта", потребовала определенной доработки, но точно также дорабатывались и прочие составляющие этого международного комплекса. Помимо разгонного блока, корпорация "Энергия" разработала автоматизированные системы управления подготовкой, пуском и полетом ракеты, а также измерительный комплекс. И наконец, она же осуществляет координирующую работу по созданию и монтажу ракетного оборудования в целом. Всем, что связано непосредственно с морской частью проекта, занимается крупнейшая в мире норвежская (с некоторых пор уже транснациональная) морская корпорация "Квернер". На принадлежащей ей в шотландском городе Глазго верфи "Квернер-Говен" построено СКС с цехом-ангаром для сборки ракеты, комплексом автоматизированных систем управления подготовкой и пуском, командным пунктом управления полетом и другими системами. Все эти изготовленные в России агрегаты были установлены на судно и испытаны в Санкт-Петербурге - на верфях Канонерского судоремонтного завода. Саму же платформу - плавучую стартовую площадку - из Глазго по морю транспортировали в Выборг, где на местном судостроительном заводе смонтировали стартовое оборудование. Основой для нее послужил гигантский катамаран "Одиссей", построенный несколько лет назад для разработки нефтяных месторождений в море. Использовать его по прямому назначению не удалось, и тогда громадную самоходную платформу купили норвежцы, решив применить совсем для других целей. От Украины в проекте участвуют известное конструкторское бюро "Южное" и завод "Южмаш" (г Днепропетровск), где еще в начале 80-х гг была создана двухступенчатая ракета-носитель "Зенит". Она обладает не только высокими энергетическими характеристиками, но и использует экологически безвредные компоненты топлива: керосин и жидкий кислород. С ее помощью осуществлено уже два десятка успешных запусков. Кроме того, в проекте "Морской старт" участвуют КБ транспортного машиностроения, НПО автоматики и приборостроения, НПО "Криогенмаш", КБ транспортно-химического машиностроения, завод "Атоммаш", завод "Арсенал" и другие организации. КУДА УЕХАЛ КОСМОДРОМ? После того как сборочно-командное судно и стартовая платформа были полностью оснащены и прошли предварительные испытания на Балтике, их отправили своим ходом в Тихий океан - к западному побережью США. Здесь, в Лонг-Биче (штат Калифорния, неподалеку от места расположения американских фирм - производителей спутников), разместился так называемый "Базовый порт" - основная база "Морского старта". Там плавсредства будут заправляться топливом, туда же станут прибывать в разобранном виде ракеты-носители: их станут собирать на борту командного судна, а затем перегрузят в ангар платформы. В нем, при постоянном контроле условий хранения, ракета будет находиться в рейсе до места старта. Сборочно-командное судно "Си Лонч Коммандер": 1 - место сборки ракеты-носителя; 2 - место сборки космического аппарата; 3 - место сборки разгонного блока; 4 - командный пункт подготовки к пуску и запуска; 5 - ходовой мостик. Плавучая стартовая платформа "Одиссей": 1 - ракета-носитель "Зенит-3SL"; 2 - транспортер-подъемник; 3 - ангар; 4 - опорные колонны; 5 - емкости с компонентами топлива; 6 - балластные цистерны; 7 - приводы системы динамического позиционирования Сами же запуски предполагается проводить примерно на 152-м градусе западной долготы, к югу от Гавайских островов. Согласно статистическим данным за полтора века этот участок Тихого океана считается специалистами наиболее спокойным. По прибытии к месту старта платформа принимает балласт, заглубляя понтоны на 21 м - там на них не действуют никакие мыслимые волны. Точность положения комплекса поддерживается системой динамического позиционирования (наследница той, которая была разработана фирмой "Хьюз" для "героя "холодной" войны" - судна специального назначения "Гломар Эксплорер", смотри "ТМ", N 5 за 1998 г). После стабилизации платформы из ее ангара вывозится и устанавливается вертикально ракета-носитель с укрепленным на ней спутником. Выполняет эту операцию автоматизированный транспортер-подъемник, управление которым, как и всеми последующими действиями, ведется с командного судна. Туда же заранее переходит и экипаж платформы, дополнив собою его собственную команду из 230 человек. А ИДЕЯ-ТО НАША! Интересно, что проект морского старта дважды обсуждался еще в СССР (что неудивительно - Байконур слишком далеко от экватора, в результате чего тот же "Протон" выводит на геостационарную орбиту только 1800 кг, тогда как на траекторию к Марсу - около 5 т!) и был отвергнут как фантастический. В третий раз РКК "Энергия" обратилась к нему, когда начала обдумывать способ выброса в дальний космос радиоактивных отходов. Для этого даже прорабатывалась концепция переделки супертанкера в стартовую площадку. И вот "безумная идея" превратилась в одно из самых дерзких инженерных свершений конца нашего столетия. - Эта гигантская платформа на больших понтонах на волны совершенно не реагирует, - рассказал руководитель ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П.Королева Юрий Семенов. - Кроме того, возможность дистанционной подготовки к пуску повышает его безопасность. А старт из пустынной части океана позволяет не беспокоиться, что кому-нибудь на дом упадут отработавшие свое первые ступени ракеты-носителя... Получилось так, что один из самых сложных космических проектов конца XX века - чисто коммерческий, не использует государственных средств. В расчете на будущие прибыли финансирование осуществляется из средств самих партнеров. А также за счет кредитов банков. Пока надежды оправдываются: портфель заказов растет. Правда, в основном на запуск геостационарных спутников связи. Впрочем, если пофантазировать, то можно представить, что "Морской старт" (этот или другой) в будущем сможет обеспечить запуск на орбиты элементов конструкций лунных поселений, которые стали более реальными, когда на Луне обнаружили лед. Или составных частей марсианских кораблей. Но сегодня у "Морского старта" более скромная задача, испытать смонтированное оборудование и начать плановые запуски. Дело сдвинулось с мертвой точки, и сегодня специалисты с улыбкой удовлетворения вспоминают, сколько треволнений выпало на их долю. ИСПЫТАНИЯ "ОДИССЕЯ". Лоцманы были непреклонны: только полное безветрие и штиль. В любую другую погоду они не гарантировали, что гигантский стальной остров (высотой 58, длиной 133 и шириной 67 м) впишется в узкие габариты канала, проходящего по шхерам Выборгского залива. Теперь все это позади. Бывшая нефтяная платформа, превратившаяся в Выборге в самоходную стартовую площадку плавучего космодрома с названием "Одиссей" на бортах, благополучно добралась до порта постоянного базирования и с честью выдержала выход к экватору - На сборочно-командном судне нам надо было смонтировать и испытать свыше 1000 тонн механического, заправочного, электротехнического и другого оборудования, необходимого для сборки ракет "Зенит", их автоматизированной подготовки к старту и управления полетом, - вспоминает заместитель генерального конструктора РКК "Энергия" и руководитель ее научно-технического центра Валерий Алиев. На самой же платформе "Одиссей", которая обрела второе дыхание у причала Выборгского судостроительного завода, предстояло смонтировать 3 тыс. т сложного стартового оборудования... И хотя иногда приходилось работать по 14 - 15 ч в сутки, корабелы сумели очень многое сделать уже у достроечной стенки. А что все-таки не успели - доделали в пути. На верхней палубе платформы соорудили ангар для размещения ракеты, ниже разместилось оборудование для заправки керосином и жидким кислородом. При старте ракеты огненная струя из сопел двигателей будет бить не в бетонную выемку отводного канала, как на Байконуре, а прямо в воду, для чего стартовый стол вывешен за кормой. Когда платформа уже была готова к плаванию, руководство консорциума отказалось от первоначального плана вести ее вокруг мыса Горн или мыса Доброй надежды. И "Одиссей" отправился через Гибралтар, Суэцкий канал, Сингапур. На борт СКС в Петербурге было погружено два комплекта ракет "Зенит" и два разгонных блока РКК "Энергия", которые необходимы для вывода спутников на геостационарную орбиту. СКОЛЬКО СТОИТ МЕЧТА? Экваториальное расположение "Морского старта" позволяет "Зениту" выводить спутники в два раза более массивные, нежели при старте с Байконура, что как бы переводит его в более высокий класс и удешевляет запуски. Поэтому "Си Лонч" продекларировала цены за запуск на 30-40 млн долл. ниже по сравнению с использованием европейской ракеты "Ариан-4", что сразу привлекло внимание заказчиков. Довольно быстро у фирмы "Боинг", которая в "Си Лонч" занимается маркетингом, сформировался портфель заказов на 30 запусков. Это ускорит окупаемость проекта, который по первоначальным наметкам, стоил 400 - 500 млн долл., но в конечном итоге, видимо, обойдется в целый миллиард. Россия уже получила реальную выгоду. Ведь 4 года около 30 тыс. человек работали для "Си Лонч", причем зарплату получали сотрудники предприятий самых бедствующих наших отраслей. Рабочие места даст и продолжение поставок ракет. РКК "Энергия" подготовила 400 человек для обслуживания "Морского старта" - двойной экипаж с запасом. У президента РКК "Энергия" Юрия Семенова есть мечта - создать сугубо российский "Морской старт". Все наши судостроительные верфи наперебой предлагают свои услуги и готовы заменить норвежцев. И технически такой проект вполне выполним в России. А судя по темпам развития космонавтики в мире, работы хватит для всех. P.S. А первым с "плавучего космодрома" все-таки стартовал - еще в прошлом году - наш носитель "Штиль". С нашей атомной подводной лодки проекта 667БДР Правда, спутник вывели немецкий... "Техника-молодежи" 1999 N5, с.40-41 Источник: |
***
1999-014A - DemoSat | |||||
Источник: http://www.lib.cas.cz/knav/space.40/1999/014A.HTM |
|||||
Наименование | Sea Launch DemoSat | ||||
SSC | 25661 | ||||
Запуск | 1999-03-28 01:29:59.05 UT, Sea Launch, Zenit-3SL | ||||
Состояние | На геостационарной орбите | ||||
Provozovatel | Kajmanskй ostrovy, Sea Launch | ||||
Изготовитель | USA, Boeing | ||||
Категория | Технологический | ||||
Масса | 4500 kg | ||||
Параметры орбиты |
|||||
Дата |
Тип |
Наклон |
Период |
Перигей |
Апогей |
1999-03-29.21 |
GEO |
1.22 ' |
645.05 min |
639 km |
36065 km |
1999-06-09.17 |
GEO |
1.43 ' |
645.05 min |
611 km |
36092 km |
2000-02-25.72 |
GEO |
1.22 ' |
645.05 min |
643 km |
36061 km |
2000-07-25.61 |
GEO |
1.01 ' |
645.05 min |
656 km |
36047 km |
2000-11-05.24 |
GEO |
0.72 ' |
645.05 min |
627 km |
36076 km |
2001-05-05.12 |
GEO |
0.93 ' |
645.05 min |
663 km |
36040 km |
2001-10-25.93 |
GEO |
1.15 ' |
645.03 min |
632 km |
36071 km |
2001-12-21.17 |
GEO |
1.36 ' |
645.03 min |
627 km |
36076 km |
2002-02-19.55 |
GEO |
1.57 ' |
645.04 min |
636 km |
36067 km |
2002-08-23.51 |
GEO |
1.37 ' |
645.03 min |
630 km |
36073 km |
2002-12-28.26 |
GEO |
1.17 ' |
645.04 min |
679 km |
36024 km |
2003-04-30.45 |
GEO |
0.96 ' |
645.02 min |
620 km |
36082 km |
2003-06-20.95 |
GEO |
0.73 ' |
645.02 min |
603 km |
36100 km |
2004-03-05.22 |
GEO |
0.98 ' |
645.03 min |
649 km |
36053 km |
2005-01-08.97 |
GEO |
1.62 ' |
645.03 min |
605 km |
36097 km |
2005-04-23.78 |
GEO |
1.42 ' |
645.03 min |
661 km |
36041 km |
2005-10-05.14 |
GEO |
1.21 ' |
645.03 min |
642 km |
36061 km |
2005-12-13.06 |
GEO |
1.01 ' |
645.03 min |
625 km |
36078 km |
2006-02-02.20 |
GEO |
0.80 ' |
645.03 min |
632 km |
36070 km |
2006-03-27.05 |
GEO |
0.59 ' |
645.03 min |
633 km |
36070 km |
Логотипы |
|||||
***
Все запуски | Следующий запуск
Главная | О сайте | English | E-mail | Карта